Программа

В России молодая и несовершенная демократия. Интерес избирателей к муниципальным и региональным выборам низок по сравнению с федеральными. Многие объясняют это недостаточностью ресурсов и политических возможностей у местной власти. Люди сомневаются, что участие в формировании такой власти может существенно изменить ситуацию.

Но в Москве достаточно и ресурсов, и политического влияния. Москва – средоточие образованных и активных людей. Москва уже завтра может дать стране пример работающей «городской демократии».

В городе начали формироваться современные политические механизмы («праймериз»), но вовлечение избирателей и политических сил в формирование повестки дня выборов пока слабое. Многие партии рассматривают городские выборы в основном как тренировку перед общефедеральными. Имиджевое соревнование партий и кандидатов подменяет выбор между программами развития города и способами решения городских проблем. С другой стороны, программы многих кандидатов в основном состоят из «малых дел», не включают проблемы общегородской повестки.

На грядущих выборах предполагается снижение явки избирателей как свидетельство продолжающегося роста недоверия к выборам. Недоверие же к выборам автоматически влечет за собой все увеличивающуюся расщелину между властью и обществом. В итоге все это отражается на отношении людей к принимаемым властью решениям, в том числе к законам.

Такое положение никому не нужно. Городская власть сегодня нуждается в МГД как сильном партнере, который взял бы на себя обобщение и представление реальных интересов жителей города.

Интересы различных групп населения в Москве все более разнонаправленны. В ходе городского «политического процесса» мы должны научиться публично согласовывать интересы непохожих друг на друга групп горожан.

Мы предлагаем сформировать и обсудить программу преобразований, которая необходима сегодня городу. Она должна фиксировать и болевые точки, и не реализованные пока шансы развития. Это открытая программа: она обсуждается на встречах с горожанами, в рамках лектория «Ученый совет Москвы», на различных экспертных площадках, с руководителями учреждений здравоохранения, образования, социальной сферы. Мы часто повторяем: «Город должен повернуться лицом к своим жителям». Но для этого мы сами, жители, должны заинтересоваться городом. Пока избиратели не увидят, что выборы затрагивают их личные интересы, выборы останутся развлечением политтехнологов.

Это не партийная программа. Это программа действий, вокруг которых могут объединиться люди (и партии). Рассчитываем, что она будет способствовать вовлечению в городскую политику «молчаливого большинства», которое сегодня не голосует. В первую очередь молодежи и высокообразованных людей.

Москва – уникальный для России город с точки зрения концентрации человеческого капитала. Более тысячи вузов и НИИ, около 300 тысяч человек, занятых наукой и конструкторскими разработками, миллионы человек, задействованных в интеллектуальном труде, – это огромное богатство Москвы. Не может быть, чтобы столько умных людей, находящихся в одном городе, не могли организовать жизнь удобным для себя и окружающих образом.

Жители Москвы – самостоятельные, творческие и свободные люди, умеющие добиваться своих целей. Экономический профиль Москвы заметно отличается от среднероссийского. Москвичи богаче, они более независимы, заняты творческим делом.

Иностранцы замечают, что Москва – один из самых энергичных и динамичных городов мира. Но москвичи еще не научились коллективно обустраивать свою жизнь. От города людям нужны не только интересная работа, удобный дом и хорошие магазины. Людям нужна разнообразная и интересная среда жизни. В последние годы в этом направлении многое делается. Центр Москвы становится живым, в нем возникает городская инфраструктура нового качества. Но за пределами центра города ситуация остается во многом прежней.

Насколько Москве удастся соответствовать новым вызовам, во многом зависит от того, сможет ли город найти новые формы самоорганизации, задействовать энергию разнообразных городских сообществ. Это тактика изменений снизу: власть не может знать, что нужно жителям города в той или иной его точке, а сообщества людей могут.

Москвичи сталкиваются со множеством проблем. Жизнь в городе слишком дорога и неудобна: по соотношению «цена – качество» Москва проигрывает многим городам мира. Один из способов улучшить ситуацию – разработать систему московских стандартов качества жизни. Они должны описывать качество и доступность медицины, образования, транспорта, культурной, спортивной инфраструктуры и публичных пространств, уровень благоустройства дворов и городских парков, доступность городской среды для инвалидов и т.д. Это одна из основных идей предлагаемой ниже Программы.

Для радикального повышения качества благоустройства публичных пространств и придомовых территорий нужны не только деньги, не только архитектурные, дизайнерские и инженерные решения. Нужна еще и политическая воля – например, для того, чтобы очистить тротуары от автомобилей, вернув их пешеходам.

Чрезвычайно важно изменить московскую практику градостроительстваМосква не может выдержать нынешнее количество автомобилей, и решить проблему пробок можно только за счет серьезного развития общественного транспорта и дестимулирования автомобилистов к поездкам в город. Нужно вспомнить о третьем участнике движения наряду с частными авто и общественным транспортом – о пешеходе. Людям должно быть приятно ходить по своему городу.

Московское образование – лучшее в России. Но наряду с замечательными школами и ведущими университетами в городе из года в год сохраняется значительное количество откровенно слабых учебных заведений, обучение в которых не повышает, а снижает шансы на жизненный успех. Необходимо разработать и принять московский стандарт образования – и школьного, и высшего профессионального. В городе достаточно ресурсов, чтобы сделать качественное образование правилом для всех.

В медицине москвичи достойны стандартов более высоких, чем федеральные. Обеспечить переход к ним – прямая задача настоящей программы. Для этого нужно, в частности, создать систему мониторинга и помощи больным с хроническими заболеваниями и систему оказания амбулаторной помощи больным, прошедшим лечение в стационаре. Необходимо отказаться от механического сокращения коечного фонда и усилить ответственность медиков, отказавших пациентам в лечении в стационаре. Все эти направления работы важны и для москвичей пожилого возраста. Но пожилой возраст – это время активного долголетия. В Москве все больше пенсионеров, заинтересованных в продолжении культурной и социальной активности. Пока город помогает им явно недостаточно.

Москве нужна программа перепрофилирования или вывода за пределы города устаревших, трудоемких, вредных и неинновационных производств. Добиваться этого нужно при помощи«отрицательной» промышленной политики: ужесточения экологических норм, повышения арендных ставок, отказа от мер господдержки таких производств. Нужны и позитивные меры: пока Москва заметно проигрывает в качестве делового климата не только зарубежным, но и многим российским городам. Нужно ограничивать монополизм, способствовать повышению уровня конкуренции во всех сферах экономики и в бюджетно-социальных отраслях.

Москва более других городов готова и к демократии, и к прогрессивным формам городской политики, и к тому, чтобы допустить большее участие городских сообществ в продумывании стратегических и тактических вопросов развития города.

Реализовать изложенные в программе идеи непросто, но возможно. Для этого нужно повышение качества городской политики, соорганизация городских сообществ и умение объяснить власти, чего мы от нее хотим и зачем.

9. «Благотворительность, волонтерское движение, развитие НКО».

9. «Благотворительность, волонтерское движение, развитие НКО».

Читать далее
10. Прозрачность и эффективность городской власти.

10. Прозрачность и эффективность городской власти.

Читать далее

Вместе мы сможем!

Реализовать все, что предложено в нашей программе, непросто. Во многих случаях решения нужно еще искать, сопоставлять достоинства и издержки разных вариантов действий. Добиться успеха можно только при участии в обсуждении программы – а потом и в ее реализации – активного гражданского общества Москвы. Нужно создать каналы привлечения его творческого потенциала и энергии к работе по развитию города и реализации интересов горожан. Мы надеемся, что эту «школу городской демократии» возглавят избранные в сентябре депутаты нового созыва Московской городской думы.

Важнейшее слагаемое успеха – развитие в городе местного самоуправления. Только сами жители могут предложить лучшее решение локальных проблем: где установить шлагбаум, как настроить светофор, благоустроить двор и построить детскую площадку, какие нужны в округе магазины, кафе, как управлять жильем. Без участия родительской общественности невозможно добиться стабильно высокого качества школьного образования, без энтузиастов-краеведов – сохранения исторической памяти и культурного наследия Москвы, без активных людей старшего возраста – организации и развития клубов по интересам на базе библиотек. И этот список можно продолжать бесконечно.

Мы надеемся, что поставленные цели найдут отклик у заинтересованных горожан. Наша задача – помочь их объединению и принять меры по расширению полномочий местного самоуправления в Москве. Этот процесс в городе уже начался, но требует последовательного развития. Включив в реальные городские дела активных граждан, создав новые каналы их взаимодействия с властью, мы обретем новое качество городской политики – именно оно позволит нам рассчитывать на успех наших начинаний. Все вместе мы построим Москву с качеством и уровнем жизни, которого достойны москвичи!

Читать далее